Как научить ребенка счету до 20

Когда начинать

Считать малыши начинают гораздо раньше, чем полагают многие. Уже в 18 месяцев — том нежном возрасте, когда у многих младенцев ещё нет ни речи, ни развитой моторики — дети активно интересуются количеством предметов, разрабатывают собственные стратегии их подсчёта и достаточно нервно реагируют на специально допускаемые взрослыми ошибки, связанные с числами.

Поэтому первые игры для знакомства ребёнка со счётом можно начинать уже в полтора года.

Однако важно не торопиться и не ждать от совсем маленьких детей чудес. Умение замечать собственные ошибки и устанавливать чёткие закономерности, связывающие цифры, приходит чуть позже — между 3 и 5 годами. Именно этот возраст считается оптимальным для начала осмысленных математических занятий.

Одни родители начинают обучать детей счету в старшем дошкольном возрасте. Другие мамы и папы пытаются заниматься с малышом по достижению им года.

Оба подхода являются неверными: в первом случае можно не успеть обучить малыша азам счета к школе, а во втором – не получится быстро достигнуть хороших результатов. Начинать заниматься с ребенком нужно с 1,5-2 лет. Явные результаты можно увидеть именно с этого возраста.

До 1,5 лет необходимо тренировать мелкую моторику, которая способствует интеллектуальному развитию малыша. С этой целью нужно занимать детей играми, которые задействуют пальцы («Куй-куй-башмачок», «Сорока-ворона»). К счету цифр, мозг ребенка в этом возрасте еще не готов. Надо активно заниматься развитием образности мышления.

Лучше начинать учить малыша считать тогда, когда он сам этого захочет. Стимулировать появление интереса можно путем рассказа увлекательных историй. Обучение должно проходить в игровой форме.

Запоминаем цифры

Есть множество методов запоминания цифр. Сегодня в детских магазинах продаются специальные карточки. Обучать счету легко в повседневной жизни, используя возможности окружающего мира.

Требуется считать предметы, покупая продукты в магазине, гуляя на улице. Для более успешного запоминания можно заготовить специальные карточки с цифрами и носить их всегда с собой.

Находясь в очереди в поликлинике либо на рынке, необходимо считать с ребенком людей и соотносить полученное число с изображенным на карточке. Также малышу будет интересно сравнивать, у кого на одежде больше пуговиц: у него или у мамы.

Научить различать цифры можно при помощи пятиминутных занятий. Они должны быть запланированными и проходить регулярно. Ребенку необходимо быстро показывать карточки, на которых изображены цифры и соответствующее количество кружков. Параллельно следует называть число. Такое занятие эффективно, когда малыш внимателен и сосредоточен.

Постепенно он начнет понимать цифры, соотносить их с количеством. После этого занятие можно усложнить – разложить перед ребенком карточки в любом порядке и попросить его подавать те, которые соответствуют услышанному им числу. Полезно нарисовать на листах бумаги красочные цифры и развесить их на видных местах по всей квартире.

Так, запоминание будет проходить легче и интереснее. Можно периодически просить ребенка приносить карточки с определенным числом. Малышу будет проще, если он начнет получать задание находить цифру, которая соответствует количеству фасолинок или яблок изображенному на картинке.

Полезно приобрести магниты на холодильник. С ними легко проводить развивающие занятия, проявляя много фантазии.

Можно собрать из конструктора паровоз, поставив в него цифры, обозначающие порядковые номера вагонов. Также полезны специальные обучающие книжки и мультфильмы по счету. Лепка цифр из пластилина, теста, кинетического песка даст толчок к развитию и обучению арифметике.

Что дальше

С помощью перечисленных выше методик малыш сможет играючи научиться считать до 10 и в обратном порядке, а также выполнять простейшие арифметические действия: складывать и вычитать. Ему это будет даваться легко, ведь он оперирует не непонятными символами, а скрывающимся за ним смыслом — количеством предметов. Для ребёнка 4–5 лет такой уровень математических познаний вполне достаточен.

Следующая ступень — последовательно учиться считать до 20, затем до 100, знакомиться с более сложными операциями: умножением и делением. Однако и на высших ступенях важно следовать ключевому принципу: математика не должна превращаться в тяжкую повинность. Чем больше в счёте будет радости и игры, тем проще и легче ребёнку (а затем и подростку) будет даваться общение с цифрами.

Учимся быстро считать в 4-5 лет

Возраст 4-5 лет является старшим дошкольным. Если малыш не научился до этого времени считать, то нужно скорее заняться его развитием. У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка быстро считать в 4-5 лет.

Важно учитывать, что оперативно складывать и вычитать малыш сможет только тогда, когда:

  • поймет и запомнит цифры, их прямую и обратную последовательности. Будет узнавать цифру по написанию, находить недостающую в ряду. Сможет быстро сопоставлять ее с указанным количеством предметов;
  • усвоит состав чисел, основы счета;
  • будет различать понятия «один-много», «больше-меньше-равно»;
  • сможет правильно считать предметы, совершать математические операции с карточками, палочками.

Быстрый счет дети обычно осваивают с пятилетнего возраста. Большое значение играет то, каким образом и как долго занимались родители с ребенком. Также многое зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Многие родители занимаются с детьми математикой, даже не подозревая об этом. Речь идет об игровых упражнениях на счет: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять». Обычно с такими потешками знакомство проходит в 6-7-месячном возрасте.

Подобные игры не учат ребенка цифрам, но они помогают развить восприятие наличия объектов и их количества, память, образное мышление. Пальчиковые игры хороши лишь на первых порах. Раньше счету обучали детей при помощи линейки. Сегодня же существуют более интересные методики.

Эффективные способы того, как научить ребенка считать до 10:

  • игра «Паровозик». Подходит для детей, которые посещают первый класс. Это идеальный вариант для проведения коллективных занятий. Суть заключается в том, что каждый ребенок по очереди выходит и говорит, какой он по счету вагончик. Потом дети берутся за руки и начинают ходить по кругу, имитируя езду паровоза;
  • игра «Заблудившиеся цифры». Нужно взять кубики или карточки с цифрами и выложить их в хаотичном порядке перед ребенком. Предложить малышу разместить их в правильной последовательности. Можно усложнить задачу, убрав одну из цифр и попросив назвать недостающее число;
  • чтение детских стишков, которые посвящены счету, числам;
  • просмотр мультиков-считалочек. Их часто показывают по телевизору. Обучающие мультики можно найти в интернете. Ребенок запоминает песенки и цифры, которые называли герои;
  • игра «Соседи числа». Суть заключается в том, чтобы называть соседние числа определенной цифры.

Чтобы обучить счету до 10, можно нарисовать пять кошек или собак, и спросить у ребенка, сколько он видит пар лап, какое количество животных изображено. Также рекомендуется определить, сколько нужно пар обуви коту (собаке).

Полезно считать на пальцах, пятерками до десяти, рассказывая при этом интересный стишок или напевая песенку (например, «Раз, два, три, четыре, пять – пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять – будем радоваться вместе»). Можно вырезать цифры с порядковым номером до десяти, показывать их ребенку и называть.

Приступать к обучению малыша счету до 20 нужно тогда, когда он запомнит цифры от 1 до 10. Требуется познакомить его с понятием ноль. Это легко сделать следующим образом: разложить перед малышом 2-5 яблок, а потом убрать их, объяснив, что теперь их стало 0.

Далее следует показать, как образуются новые числа. Например, если рядом с единицей поставить ноль, то получится десять, а если цифру три – тринадцать.

Фото 1

Важно непросто разговаривать с ребенком, а демонстрировать числа наглядно, выкладывая на столе кубики, яблоки, спички.

До 100

Когда малыш усвоит счет до 19, следует рассказать ему про десятки, объяснить принципы числового соединения. Дети любят интересные истории. Поэтому нужно придумать рассказ о том, как образуются названия чисел. Например, все наименования цифр пришли из далекой древности.

Числа, которые заканчиваются на 0, называются «первое число – дцать» (двадцать, тридцать). Они получили такое наименование потому, что раньше обозначались словами «две десяти», «три десяти». Позже «десяти» сократили до «дцать».

Исключением являются числа 40, 90. Сорок означат очень много, а девяносто – девять до ста. Обучать счету до 100 следует постепенно. Сразу у малыша может не получаться.

Важно иметь терпение, систематически проводить занятия с ребенком.

Если у малыша имеются математические наклонности, то счет ему дастся очень легко. Такие дети могут научиться считать до ста и в 4-5 лет. Если ребенок является гуманитарием, то эта способность у него появится немного позже.

Учимся считать деньги

Изучение устного счета должно проходить ежедневно форме увлекательной игры. Занятия стоит проводить непрерывно, уделяя каждый день по 20 -30 минут изучению цифр и навыков сложения и вычитания, когда ребенок привыкнет, он сможет играть в развивающие игры и без помощи взрослых.

Каждый новый урок должен иметь свой алгоритм и систему. Для начала стоит закреплять изученный материал, а потом переходить к изучению нового. Важным моментом является объяснение терминов: больше, меньше, один, много.

Как научить ребенка считать в уме

При объяснении материала нужно использовать все подручные средства, например, при приготовлении готовите обеда можно попросить ребенка посчитать, сколько картофелин почищено; при спуске по лестнице можно посчитать ступеньки.

Большинство детей начинают интересоваться числами ближе к трем годам, некоторые – позже. Если родители заметили, что ребенок проявляет заинтересованность к предметам счета, пора начинать обучение.

Для того, чтобы объяснить ребенку, как сосчитать до десяти, для начала необходимо помочь ему запомнить название цифр, четко проговаривая, что за чем идет. Можно использовать для этого подручный обучающий материал: кубики, игрушки.

После того, как процесс запоминания будет окончен, нужно попросить ребенка считать все, что попадается ему на глаза: посуду на кухне, разбросанные игрушки, людей, встречающихся на прогулке, птичек, сидящих на ветке.

Для начала нужно освоить счет в пределах 8, а потом перейти к числам 9 и 10.

Как научить ребенка счету до 20

Нельзя игнорировать число 0. Детям изначально непросто понять его значение, для объяснения можно использовать все тот же подручный материал: посадить рядом двух кукол, сначала убрать одну, а потом и вторую, спросить, сколько кукол осталось.

Постепенно нужно вводить в жизнь ребенка понятие о количестве числа, в этом помогут специальные стихотворения про цифры. Считалка так же способствует обучению счету.

Так же на помощь родителям придет обучающий видео материал. Герои показывают специальные упражнения на счет до 10 для детей младшей возрастной группы, выполняя которые ребенок с легкостью освоит и закрепит новые знания.

После того как дети освоили счет до 10 и могут проводить параллель между нарисованной цифрой и количеством предметов, пора переходить к изучению новых цифр. Задача усложнится, т.к. теперь нужно объяснить маленькому ученику, что такое единицы, десятки и сложное число.

Чтобы сделать процесс изучения новых цифр легче, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. По отдельности нужно ознакомить детей с каждым числом. Необходимо написать число на бумаге, рассказать о нем и проиллюстрировать, например, если речь шла о числе 12, можно нарисовать 12 машин.
  2. Уделит особое внимание числу 20. Рассказать, что это самая старшая цифра во втором десятке.
  3. Проговаривать каждое число по отдельности, выучив несколько новых цифр, начинать повторение сначала.
  4. При обучении счету нельзя забывать рассказывать детям о значении чисел, о том, для чего они нужны.
  5. Начать прописывать числа. Попросить ребенка записать все числа по порядку и при написании громко произносить их название. Так процесс запоминая станет продуктивнее.
  6. Добавить в занятия предметы. Для детей будет гораздо проще понять новый материал, если в руки им дадут кубики, палочки или карандаши, которые они смогут потрогать. Занятие станет интереснее, т.к. дети будут считать и использовать необычные предметы.

Попросить ребенка положить в одну чашку 10 штук печенья, считая при этом вслух. Когда он это сделает, объяснить, что это называется «десятком», и состоит он из десяти «единиц», а одно печенье и есть одна единица. После этого попросить положить во вторую чашку десяток печенья, так же считая при этом вслух. Спросить, сколько теперь стоит чашек с печеньем, и сколько всего получилось десятков.

Когда счет до 20 освоен, понятия единицы и десятки не вызывают сложностей, некоторые дети самостоятельно начинают проявлять интерес к названию других двузначных чисел.

Для того, чтобы научить детей считать до 100, можно воспользоваться теми же правилами, что и при обучении счету до 20. Если информация дается непросто, можно воспользоваться следующими приемами:

  1. Не торопить детей считать круглыми десятками, пусть для начала освоят порядковый счет: 61,62,63 и т.д.
  2. Использовать игру «Универмаг». Нарезать игрушечные деньги, разложить товары, установив на них цену, и предлагать ребенку делать покупки. Эта игра поможет также привить бережливость.
  3. Использовать игру «Лото». Благодаря ей, дети в игровой форме научатся называть сложные числа.
  4. Воспользоваться лентой для измерения роста. Во многих квартирах эти ленты висят в детских комнатах. Нужно попросить, чтобы ребенок замерил свой рост и назвал его, или попросить замерить все большие мягкие игрушки и т.д.

Как научить ребенка счету до 20

Как уже было сказано выше, залог результативного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста – игровая форма. Игры могут быть самые разные, от специально разработанных до спонтанных, главное – заставить ребенка думать.

Можно играть с детьми в «Магазин». Придумывать собственную валюту, устанавливать цены на товары (исходя из способностей обучаемого) и «продавать» их ребенку. Игра «Веселый мяч» поможет довести навыки устного счета до автоматизма. Нужно кидать ребенку мяч и называть пример, который он должен решить.

До 100

Начинать обучать детей финансовой грамотности можно с 6-7-летнего возраста. Необходимо рассказать ребенку о номинале, дать понимание того, что каждая купюра, монета имеет свою ценность.

Надо объяснить, сколько копеек в рубле, разницу между металлическими и бумажными деньгами. Обучение должно быть наглядным.

Рекомендуется поиграть с малышом в «Продавца-покупателя». Для этого следует смоделировать ситуацию продажи-покупки бутылочек, игрушек, коробок из-под сока. Деньги лучше использовать настоящие. Полезно совершать с малышом совместные походы в магазин.

Работаем со счетами

Учеными после проведения исследований был сделан вывод, что у современного поколения наблюдается снижение активности умственных способностей. Связано это с появлением гаджетов и устройств, направленных на то, чтобы упростить нашу жизнь.

Например, современные дети все чаще, выполняя задания, связанные с математическими вычислениями, прибегают к помощи калькулятора, пренебрегая устным счетом. Это плачевная тенденция, т.к. умственные вычисления способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это один из лучших тренажеров для мозга, т.к. он способствует:

  • развитию памяти;
  • концентрации внимания;
  • способности восприятия сказанного на слух;
  • быстроте реакций;
  • развитию речи.

Но перед тем как приступать к вышеперечисленным математическим вычислениям, для начала нужно научить ребенка запоминать цифры.

Считать до десяти малыша следует научить до того, как он поступит в школу. Затем надо выработать вычислительные навыки. Это можно делать на пальцах, спичках. Многие специалисты советуют использовать счеты. Такие приспособления не препятствуют складыванию или вычитанию цифр в уме.

Сегодня у каждого человека есть дома калькулятор. Этот прибор облегчает жизнь, но не развивает математическое и логическое мышление. Поэтому приучать малыша к использованию гаджетов не стоит.

Так ребенок никогда не научится совершать простые математические операции в уме. Счеты следует применять с трехлетнего возраста. С таким приспособлением можно обучать малыша считать до 10, 20, 100, усложнять задачи по мере усвоения материала. Подобное изделие хорошо развивает мелкую моторику и ловкость рук.

Обучение работы со счетами должно строиться по такому алгоритму:

  • набор числа. Выровнять костяшки по одному краю. Это расположение означает ноль. Нижний ряд – это сотые, второй верхний – десятые, третий – четверти. Далее располагаются единицы, десятки, сотни, тысячи. Для набора числа, передвигают определенное количество костяшек в другую сторону;
  • сложение. Набрать на счетах первое слагаемое, а затем второе, передвигая в сторону необходимое количество костяшек, начиная с нижнего ряда;
  • вычитание. Все действия проводятся аналогично сложению, но сверху вниз.

Подготовка к обучению

Родители часто задаются вопросом: «Нужно ли обучать ребенка устному до поступления в первый класс?». Ответ однозначный: «Нужно». Обучение стоит начинать после того, как ребенок начнет проявлять интерес к данному предмету.

Фото 2

Специалисты утверждают, что наиболее благоприятным возрастом для обучения счету является промежуток от 3 до 5 лет. По достижении трех лет большинство детей уже имеет простейшие представление о предметах; они уже способны начать изучение цифр.

В четыре года дети способны выполнять простые математические действия, такие как вычитание и сложение, а в возрасте пяти лет ребенок может сам начать учиться решать несложные задачи.

Перед тем как перейти к обучению, взрослые прежде всего должны объяснить ребенку, что такое число, а что такое цифра. Маленькие дети не видят разницы в этих двух единицах. Для того, чтобы показать применение устного счета, стоит использовать уже знакомый для ребенка обучающий материал, например: мягкие игрушки, куклы, машинки, кубики, мячики.

Проводить обучение нужно в форме занимательной и динамичной игры, чтобы пробудить у обучающегося интерес. Если ребенок устал, занятие лучше закончить. Когда обучение воспринимается детьми как увлекательная игра, впоследствии оно становится одним из любимых занятий.

Как научить ребенка считать

Приступая к обучению устному счету, стоит прежде всего учитывать возрастные особенности детей.

Если речь идет о ребенке младшего дошкольного возраста, целесообразно будет начать изучение материала с простейших примеров и задач, предварительно объясняя, что такое число, а что такое цифра; постепенно объяснить ребенку сложение и вычитание.

Для старших дошкольников подойдут игры и методики посложнее – те, в которых нужно применять на практике навыки сложения и вычитания, например, игра «Магазин».

Для детей 2-3 лет

Детям данной возрастной категории проще всего будет научиться считать, используя пальцы рук. Например, нужно сесть рядом с ребенком, начать загибать по очереди его пальчики и считать при этом вслух.

Например, говорить:”У мамы одна конфета. Разогни один пальчик. У папы три конфеты. Разогни еще три пальчика. Сколько всего конфет получилось? Посчитай пальчики. Один, два, три, четыре. Правильно!”

Или так: “У мамы пять конфет. Разогни пять пальчиков. Папа забрал у мамы две конфеты. Загни два пальчика. Сколько конфет осталось у мамы? Посчитай оставшиеся пальчики. Раз, два, три.”

Для детей 4-5 лет

Детям в возрасте 4-5 лет удобнее всего объяснять принципы сложения и вычитания с помощью обучающего материала, которым могут послужить любимы игрушки.

Например, можно посадить рядом пять кукол, потом добавить еще две, спросить ребенка, сколько получилось, после этого добавить еще одну, спросить, сколько кукол получилось теперь. Или поставить в ряд семь машинок, откатить три, спросить, что произошло, и сколько машинок теперь осталось.

Проводить обучение можно, используя любые окружающие предметы: кубики, палочки, карточки. Так же можно приобрести прописи “Учим порядковый счет до 5,10,20 и 100”.

Для детей 5-6 лет

Для обучения счету детям от 5 до 6 лет подойдут те же игровые методики, что и для четырех и пятилетних ребят.

Фото 3

Задания можно усложнять, давая для решения ребенку составные примеры, например 2 2 – 1, решению подобных задач поможет линейка счетная для дошкольников.Главное, на чем стоит остановиться родителям, это как объяснить ребенку, что такое плюс и минус. Важно с самых первых дней занятий дать четкое определение данным терминам: плюс – это когда что-то прибавляется, а минус – когда что-то убавляется.

Поступление детей в первый класс является для них важной жизненной ступенью. В это время у ребенка меняется сфера деятельности, он примеряет на себя роль ученика.

Для достижения положительных результатов, учитывая возраст школьников, педагоги практикуют изучение устного счета в игровой форме:

  1. Метод Зайцева. Получение новых знаний происходит благодаря использованию специальных кубиков и таблиц.
  2. Метод Глена Дамана. Обучение счету ведется с помощью карточек, на которых располагается отдельное количество точек.
  3. Метод Полякова. Понятие о числе и цифрах дети получают, раскладывая разноцветные кубики и наполняя коробочки с отверстиями.

Младшие школьники к этому времени уже должны овладеть основными навыками математических действий.

Применение игровых методик отходит на второй план, упор делается на решение примеров в тетрадях и у доски. Детям предлагают для решения простые задачи, в которых участвуют сложные цифры и десятки.

Методика полякова

Данный метод обучения поможет научить школьника логическим рассуждениям, анализу и обобщению полученной информации. Чаще всего эта методика применяется для учеников 1 и 2 класса.

  1. Детям выдаются специальные карточки с числами от 0 до 99 и таблицы, которые показывают состав числа. Нужное число ячеек закрашено.
  2. Дети знакомятся с числами, находящимися в первом десятке, определяя их состав.
  3. Следующий этап: выполнение арифметических действий с цифрами.
  4. Примеры рекомендуется записывать.

Научить ребенка математике можно и по методике Полякова. Для этого потребуются цветные кубики и коробка с ячейками, в которой они могут поместиться. Благодаря этому набору ученикам объясняются понятия: десятки, состав числа. Так же данный метод способствует развитию техники умственных вычислений.

Фото 4

Со временем задания усложняются с переходом на десятки и двузначные числа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
onivnas.ru